Федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП) на 2021–2023 годы утверждена главой Минэкономики Максимом Решетниковым — в общей сложности на реализацию 1,1 тыс. инвестиционных проектов за трехлетку планируется потратить почти 2,7 трлн руб. бюджетных средств. По сравнению с 2020 годом расходы на госстройки в целом выросли всего на 1% (то есть с учетом инфляции — сократились). При этом существенный рост финансирования в 2021 году заложен по объектам из нацпроектов — сразу на 34%.
Минэкономики утвердило ФАИП на следующую трехлетку. Эта программа объединяет бюджетные расходы на государственные стройки, и ее стоимость составляет почти 2,7 трлн руб. В 2021 году объем финансирования составит 846 млрд руб., это на 1% больше, чем в этом году.
Почти половина заложенных на следующий год средств выделяется на объекты, необходимые для реализации нацпроектов — 376,2 млрд руб., это сразу на треть (на 34%) выше показателя этого года (291,2 млрд руб.).
Более всего средств, как и прежде, будет потрачено на реализацию Комплексного плана расширения и модернизации инфраструктуры — 153,8 млрд руб. в 2021 году. При этом объем его финансирования в рамках ФАИП несколько сократился (сейчас — 179,6 млрд руб.). В рамках плана, в частности, запланировано развитие Мурманского транспортного узла (9,7 млрд руб.).
Другое дорогостоящее направление ФАИП — нацпроект «Безопасные и качественные дороги». На предусмотренные им объекты в 2021 году выделяется 95,5 млрд руб., притом что в этом году на это было заложено всего 0,2 млрд руб. Среди наиболее значимых расходных статей — строительство и реконструкция участков федеральных трасс М10 «Скандинавия» (6,7 млрд руб.) и М18 «Кола» (5,9 млрд руб.).
Внушительные средства выделяются и на объекты в рамках нацпроектов «Наука» (26,1 млрд руб. против 6,4 млрд руб. в этом году) и «Жилье и городская среда», на который в этом году средства в рамках ФАИП не были предусмотрены (в 2021-м — 26 млрд руб.). В рамках некоторых нацпроектов финансирование объектов в ФАИП, напротив, снизится по сравнению с этим годом — это, например, «Здравоохранение» (20,5 млрд против 23 млрд руб.) и «Демография» (21,9 млрд против 25,3 млрд руб.).
Всего на 2021–2023 годы ФАИП предусмотрена реализация 1,1 тыс. инвестиционных проектов.
Запланировано строительство и реконструкция более 50 аэропортов, 40 образовательных и почти 90 медицинских учреждений. В год будет вводиться 200–300 объектов — это, полагают в Минэкономики, поспособствует снижению числа объектов незавершенного строительства.
Впрочем, в оценках эффективности ФАИП именно как инструмента борьбы с «незавершенкой» Минэкономики сильно расходится со Счетной палатой. Госаудиторы видят риски появления «незавершенки» в самом порядке формирования ФАИП (см. “Ъ” от 19 ноября) — в частности, из-за того, что в программу, как и ранее, включаются объекты, не готовые к началу строительства (например, без утвержденной проектной документации). В Минэкономики с этим не согласны, отмечая, что из 6 тыс. проблемных объектов менее 1% финансировалось ранее за счет ФАИП. Включение же проектов только при наличии утвержденной проектной документации «приводит к искусственному затягиванию начала работ минимум на год» — это создает риски удорожания проекта и появления «вечных строек», поясняют в ведомстве.
Генеральный директор фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов отмечает, что сейчас власти исходят из того, что в 2021 году российская экономика будет восстанавливаться и начнет расти. Поэтому, несмотря на снижение доходов бюджета, инвестрасходы не сокращаются — например, их существенно наращивает в своей инвестпрограмме Москва. Эксперт считает, что роль ФАИП сейчас недооценивается и у этого документа есть потенциал для улучшения госуправления: «Проблема координации стратегических планов высвечивается в ФАИП — в привязке к конкретной территории можно посмотреть, стыкуются ли планы по их развитию и реализации нацпроектов».
Источник: kommersant.ru