Правительство завершает подготовку к запуску с января 2021 года системы казначейских платежей — переводу в Федеральное казначейство (ФК) всех трансакций, совершаемых участниками бюджетного процесса. Консолидация госфинансов в ФК должна повысить эффективность госрасходов за счет сокращения издержек на трансакции и сроков расчетов. Однако помимо прямого финансового эффекта, реформа государственных платежей, видимо, даст и новый способ оптимизации или перераспределения сотрудников, чьи функции будут автоматизированы.
Белый дом внес в Госдуму пакет поправок к ведомственным и отраслевым законам, необходимых для запуска в 2021 году системы казначейских платежей (СКП). С 1 января 2021 года Федеральное казначейство из ведомства кассового обслуживания де-факто превратится в бюджетную платежную систему и расчетный центр — для этого в Банке России будет открыт так называемый единый казначейский счет (система из около 80 счетов по разным бюджетным операциям), который поглотит более 50 тыс. счетов участников бюджетного процесса в ЦБ. Одновременно в казначейство будут переведены все бюджетные трансакции, до сих пор совершаемые между счетами министерств, ведомств, региональных органов власти, бюджетных и казенных учреждений, органов управления внебюджетными фондами, а также их контрагентов-юрлиц в ЦБ.
В итоге фактически весь пул бюджетной ликвидности — около 20 трлн руб. в год и 1,2 трлн «в моменте» — окажется в управлении ФК, оно же будет платить по счетам ведомств и рассчитываться с их подрядчиками за госзаказ.
Ключевые поправки к Бюджетному кодексу, необходимые для запуска СКП, приняты еще в конце 2019 года. В течение 2020 года казначейству необходимо было подготовить инфраструктуру, открыть единый счет в ЦБ, протестировать механизм и совместно с Минфином доработать нормативную базу. Как пояснили “Ъ” в ФК, уже утверждены все необходимые нормативные правовые акты Минфина, казначейства и ЦБ для запуска системы.
Опубликованный вчера на сайте Госдумы законопроект вносит уже технические правки в законы о валютном и таможенном регулировании, пенсионном, социальном и медицинском страховании, автономных учреждениях и пр. Они регламентируют порядок зачисления бюджетных средств ведомств и органов управления внебюджетными фондами на их счета в казначействе.
Также поправки фиксируют возможность передачи ФК функций по операциям уже третьего уровня бюджетной системы — муниципальных бюджетных учреждений. Для этого местные администрации должны обратиться в терорганы ФК; в остальном муниципалитеты как получатели средств бюджетов субъектов РФ станут косвенными участниками СКП.
Предполагается, что консолидация госфинансов в казначействе должна повысить прозрачность и эффективность бюджетных расходов, в том числе за счет сокращения трансакционных издержек и сроков переводов между участниками бюджетного процесса (см. “Ъ” от 5 июля 2019 года) — ранее в ведомстве поясняли, что получателям средств не нужно будет дожидаться фактического поступления их на счет: при наличии информации об их отправке расчет будет мгновенным. Вырастет и эффективность управления свободными средствами: если сейчас ведомства сами размещают их на депозитах в банках (и иногда теряют), то с 2021 года управлять депозитами будет ФК.
Отметим, однако, что сосредоточение расчетов в казначействе может значительно сократить потребность госструктур в специалистах, ранее обеспечивавших «проведение» средств по вертикали между федеральным и региональными бюджетами и конечными получателями.
В Минфине, впрочем, заверили “Ъ”, что «опасения насчет сокращения численности госаппарата не обоснованны. Количество людей, работающих с выписками, не уменьшится». В ФК также отметили, что «оптимизация численности госаппарата» законом 479-ФЗ (о СКП) и законопроектом не предусмотрена. Однако еще два года назад в планах Минфина было сокращение в 2020 году на 10% численности органов власти, и обсуждалось оно в контексте как раз усиления роли ФК в управлении бюджетной ликвидностью и передачи ему бухгалтерских функций министерств и ведомств (пилотный проект по «обсчету» 14 госорганов был признан успешным; см. “Ъ” от 9 января).
Вчера от обсуждения влияния этих инициатив на штатное расписание в опрошенных “Ъ” ведомствах уклонились. Де-факто речь, видимо, идет об оригинальной кадровой реформе, при которой оптимизация госаппарата или существенное перераспределение его функций обеспечивается не директивно, а централизацией и автоматизацией. Отметим, что кроме бухгалтерий она может затронуть и чиновников, контролирующих финансирование госзаказа: автоматизация ЕИС в сфере закупок и бухгалтерских функций ведомств фактически оставит на стороне органов власти только отбор подрядчиков и контроль результатов.
Напомним, в 2010 и в 2016 годах сократить число госслужащих на 10% требовал Дмитрий Медведев — но делалось это в основном за счет сокращения незаполненных штатов, которые затем восстанавливались. Статистика же сокращения чиновников не фиксирует: по данным Росстата, в 2010 году в РФ насчитывалось 1,6 млн госслужащих, к 2020 году их число выросло до 2,2 млн. Большую часть из них составляют служащие федеральных ведомств (1,5 млн человек), именно их численность росла быстрее всего: с 2010 года почти втрое. При этом штатная численность еще выше реальной на 10–15% — почти во всех госструктурах по-прежнему заполнено не 100% существующих мест.
Источник: kommersant.ru