Начавшийся на пандемии кризис привел к сокращению в первой половине года на 26% строительных контрактов, заключенных госкомпаниями. Аналитики рассчитывают, что провал будет компенсирован до конца года, а по завершении пандемии активность государства в части создания крупных инфраструктурных проектов вырастет.
За первое полугодие в строительстве заключено 66,6 тыс. госконтрактов на общую сумму 2,15 трлн руб., подсчитало Рейтинговое агентство строительного комплекса (РАСК). Это на 5,4% и 0,4% соответственно меньше, чем за тот же период прошлого года. Основной спад произошел за счет соглашений в рамках 223-ФЗ (регулирует закупки госкомпаний, естественных монополий и пр.). Их объем, по расчетам РАСК, упал на 26%, до 749 млрд руб., а количество — на 14,4%, до 23,3 тыс. Активность закупок для государственных и муниципальных нужд в рамках 44-ФЗ, наоборот, выросла: на 22,2% в деньгах, до 1,93 трлн руб., и на 0,1% по количеству, до 43,36 тыс.
Гендиректор РАСК Николай Алексеенко объясняет, что государственные и муниципальные закупки в целом жестче регламентированы с точки зрения сроков и бюджетов, в то время как госкомпании могли отложить процедуры «на более спокойное и удобное время». Самый выраженный спад по закупкам в рамках 223-ФЗ, по словам эксперта, пришелся как раз на второй квартал, когда число заключенных контрактов сократилось на 23% год к году, а их финансовых объем — на 36%.
Увеличение общего объема бюджетирования закупок в рамках 44-ФЗ, по оценкам РАСК, во многом связано с удорожанием контрактов. В этом году по итогам полугодия суммарно было заключено 39 соглашений стоимостью выше 5 млрд руб., за аналогичный период 2019 года — 31, 2018 года — 15. Партнер КПМГ Светлана Скрипник добавляет, что закупки для госнужд традиционно носят более инертный характер, в то время как госкомпании могли взять паузу для переосмысления ценовой политики и подхода к формированию смет: «Новые реалии строительства предполагают выполнение множества антиковидных требований».
В РАСК отмечают, что доля контрактов, заключенных по 223-ФЗ в рамках закупок у единственного поставщика, по итогам первого полугодия составила 27% против 23% годом ранее. Адвокат компании «Рустам Курмаев и партнеры» Ярослав Шицле поясняет, что это «более быстрая и менее затратная процедура, которая позволяет получить прогнозируемый результат». По подсчетам РАСК, в структуре затрат по госзакупкам в строительстве по итогам первого полугодия, как и годом ранее, лидировало дорожное строительство, на которое пришелся 51% от общей суммы средств. На втором месте гражданское строительство, доля которого за год выросла с 25% до 34%. Затраты на нефтегазовый комплекс, где кризис пандемии привел к очередному витку падения цен, в общей структуре, напротив, размылись с 14% до 5%.
Марат Хуснуллин, вице-премьер, о проблемах госзаказа в строительстве в интервью «РИА Новости», июль 2020 года
У нас же сто ограничений действует, плюс иногда заказчики неправильно работают
Директор по направлению «Сопровождение строительных проектов» группы SRG Алексей Ефанов предполагает, что активность госкомпаний сместилась на второе полугодие: планы по освоению бюджетных средств для них никто не менял и не послаблял. Эта ситуация может привести к взрывному росту объема закупок по итогам второго полугодия. «Например, только контракты ГК «Автодор» по строительству участков скоростной трассы Москва—Казань, которые были расторгованы по 223-ФЗ на общую сумму почти 500 млрд руб., войдут в статистику по второму полугодию и разом скомпенсируют отставание первого»,— рассуждает он.
Аналитики РАСК не берутся прогнозировать итоги года на фоне непредсказуемой ситуации с коронавирусом, но надеются, что после пандемии объемы финансирования инфраструктурного строительства вырастут. Это может способствовать увеличению экономической активности в смежных сегментах, но все будет зависеть от утвержденных на ближайшие три года параметров федерального бюджета, констатируют они. Кризис и снижение инвестиционной активности сами по себе стимулируют государства тратить больше, чтобы поддержать рынок, соглашается Алексей Ефанов. Эксперт ждет старта крупных инфраструктурных проектов, где основным инвестором будет государство.
Источник: kommersant.ru