Изобилие от умеренности

Федеральный бюджет на 2022–2023 годы будет составлен как профицитный — с 1% профицита в 2022 году и 0,3% в 2023 году. Планировавшаяся Минфином с 2019 года бюджетная консолидация, исходя из пока отрывочных данных о будущем бюджете, может быть пройдена проще, чем ожидалось, с сохранением практически всех старых договоренностей о «бюджетном правиле», механизмах софинансирования из ФНБ инвестпроектов и прочих ограничениях. При этом Минфин, который предполагает исполнить бюджет на 2021 год с минимальным дефицитом, не намерен изменять объем внутренних заимствований на 2022–2024 годы.

На открывшемся в среду, 8 сентября, Московском финансовом форуме, главной ежегодной конференции Минфина, впервые появились сведения — пока неполные — о параметрах следующего трехлетнего бюджета. Основные параметры бюджета на 2022–2024 годы и макропрогноз на этот же срок одобрены бюджетной комиссией правительства во вторник, проект бюджета Минфин внесет в правительство на следующей неделе, заявил на форуме премьер-министр Михаил Мишустин. Хотя данные прогноза, который готовит Минэкономики, его глава Максим Решетников озвучил лишь предварительно и не полностью, а министр финансов Антон Силуанов на брифинге по итогам форума сообщил лишь отдельные бюджетные параметры без цифр планируемых расходов и доходов, сам по себе характер будущей трехлетки уже очевиден: как минимум в ближайшие два года РФ досрочно перейдет профицитному бюджету не только де-факто, но и де-юре.

По словам Антона Силуанова, профицит бюджета на 2022 год заложен в размере 1%, на 2023 год — 0,3%, бюджет 2024 года будет сверстан с «небольшим» дефицитом.

Бюджетные проектировки следующих лет прямо зависят от параметров прогноза Минэкономики. Цифры, представленные Максимом Решетниковым, сильно лучше летнего прогноза ведомства, в 2021 году рост ВВП предполагается на уровне 4,2%, в 2022-м — 3%. Первая цифра выше, чем предполагало Минэкономики летом (3,8%), вторая — ниже на те же 0,2 процентного пункта. То есть экономическое ведомство заложило в прогноз несколько более быстрое восстановление экономической динамики с более быстрым снижением темпов роста до постоянного уровня. Дополнительные доходы 2021 года сверх планов Минфин оценивает в 2021 году в 1,7 трлн руб.— напомним, действующий бюджет предполагает бюджетный дефицит в 2,4% ВВП, таким образом, по факту он должен составить чуть менее 1% ВВП.

https://playercdn.cdnvideo.ru/aloha/players/kommersant_vod1.html?source=https%3a%2f%2fvideo.platformcraft.ru%2fvod%2f6138e4ef0e47cf19f6ad62e3%2fplaylist.m3u8&poster=%2f%2fmm.kommersant.ru%2fmedia%2f81500.jpg%3f358260&tag=https%3a%2f%2fads.adfox.ru%2f1092%2fgetCode%3fp1%3dbwhmz%26p2%3dfmta%26puid1%3d%26puid2%3d%26puid3%3d%26puid4%3d%26puid5%3d%26puid6%3d%26puid7%3d%26puid8%3d%26puid9%3d%26puid10%3d%26puid11%3d

Никаких свидетельств того, что конструкция бюджета на 2022–2024 год будет содержать какие-либо отступления от «бюджетного правила» и серьезно отклоняться от планов «бюджетной консолидации», планировавшейся Минфином еще с 2019 года на эти цели, в среду на форуме не представлено — судя по всему, хорошая конъюнктура и сравнительно низкие потери экономики РФ от экономических потрясений пандемии привели к тому, что при заложенных в прошлом году в «трехлетку» принципах консолидации и таких макропараметрах бюджет страны выйдет на профицит на год-полтора быстрее, чем это предполагалось.

Хотя цифры расходов 2022–2024 годов Минфин пока не раскрывает, Антон Силуанов подтвердил, что на 2023–2024 годы прирост их превысит 1 трлн руб., поскольку такой же информации по 2022 году нет.

Из этого должно следовать достаточно точное соответствие параметров бюджета на 2022–2023 годы цифрам «трехлетки» прошлого года с учетом новых параметров дефицита/профицита: общие бюджетные принципы в очередной раз устояли.

Отметим, что защита «бюджетного правила» Минфином производится очень дотошно и буквально. Так, одним из дискуссионных вопросов был объем заимствований Минфина на 2021 год: утром на форуме в выступлении замминистра финансов Тимур Максимов признал возможную рациональность сокращения программы внутренних заимствований на этот год, но почти сразу замминистра финансов Владимир Колычев дал понять, что это принципиальный вопрос и «»бюджетное правило» не позволяет» сокращать объем заимствований, сокращение же в 2021 году плана на чуть менее 0,9 трлн руб. было связано исключительно с избыточным объемом остатков 2020 года. Сокращение внутренних займов ранее предлагало Минэкономики, которое видит в такой строгости Минфина дополнительное ужесточение бюджетной политики — впрочем, в макромасштабе почти незаметное. Глава Минфина в выступлении на форуме также сообщил, что не видит необходимости дополнительных выходов на рынок внешних займов с госбумагами по крайней мере осенью 2021 года: внутренний рынок финансовое министерство «вполне устраивает». Нетто-объем займов ОФЗ на 2022 год в бюджетном проекте — 2,8 трлн руб., это соответствует действующей конструкции бюджета.

Крупных налоговых изменений в конструкции бюджета также не предполагается — ни в доходной, ни в расходной ее части.

В первом случае Антон Силуанов лишь подтвердил настойчивое желание Минфина перераспределить «ренту» металлургических компаний, покрыв ею дополнительные социальные расходы правительства и, возможно, «стратегические инициативы» Белого дома. Отметим, что выступления министра финансов по этому вопросу уже не первый месяц основываются на вполне дирижистской идее перераспределения правительством конъюнктурных сверхдоходов выигравших отраслей в проекты «новой экономики».

https://playercdn.cdnvideo.ru/aloha/players/kommersant_vod1.html?source=https%3a%2f%2fvideo.platformcraft.ru%2fvod%2f6138e2b00e47cf19f6ad629c%2fplaylist.m3u8&poster=%2f%2fmm.kommersant.ru%2fmedia%2f81520.jpg%3f303200&tag=https%3a%2f%2fads.adfox.ru%2f1092%2fgetCode%3fp1%3dbwhmz%26p2%3dfmta%26puid1%3d%26puid2%3d%26puid3%3d%26puid4%3d%26puid5%3d%26puid6%3d%26puid7%3d%26puid8%3d%26puid9%3d%26puid10%3d%26puid11%3d

Кроме того, замминистра финансов Алексей Сазанов заявил о направлении Швейцарии предложения о пересмотре соглашения об избежании двойного налогообложения (оно будет предметом переговоров с октября 2021 года) и о поддержке РФ идеи глобального цифрового наднационального налога — впрочем, пока, очевидно, доходы от этих двух идей в бюджете не учитываются. Пока крупнейшее изменение в возможностях расходов — заявленная ТАСС первым замминистра финансов Леонидом Горниным идея расширения прав регионов дополнительно перераспределять расходы в пользу городских агломераций.

Наконец, подтверждены и расходы ФНБ на 2021–2024 годы — это те же 1,6 трлн руб. на четыре года. Впрочем, способ обойти это ограничение есть: Антон Силуанов заявил об обсуждении с ЦБ реализации при участии ФНБ проекта «Усть-Луга» «Газпромом» и «Русгаздобычей» (СПГ и газохимия) сверх ограничений «бюджетного правила», поскольку речь идет только о закупке импортного оборудования. Но этот способ обхода ограничений вряд ли может в ближайшие годы быть тиражирован.

Источник: kommersant.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Аналитика, новости финансов
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: