Премьер-министр Михаил Мишустин открыл новый центр обработки данных (ЦОД) Федеральной налоговой службы (ФНС) в Дубне и провел там совещание по социальной цифровизации, поручив финансовому и социальному блоку правительства в течение трех с половиной месяцев осуществить пилотный проект по реализации адресной соцподдержки в Нижегородской области и Татарстане. Адресность предполагает более точное использование имеющихся госресурсов в зависимости от реальных данных о доходах получателей господдержки, при этом ФНС должна будет распространить на эту работу сервисный подход, минимизировав необходимость предоставления гражданами документов.
В пятницу премьер-министр Михаил Мишустин посетил открытие второй очереди центра обработки данных ФНС в Дубне — о ходе нового этапа работ ему доложил глава службы Даниил Егоров. Напомним, первую очередь ЦОД в 2011 году запускал сам господин Мишустин, тогда также занимавший пост руководителя ФНС. Новый ЦОД в Дубне — это техническое обеспечение цифровой трансформации службы, которая предполагает превращение ФНС из классического фискального ведомства в сервис расчета налогов и поставщика данных об экономике для всего правительства.
Визит премьер-министра в Дубну был посвящен социальному направлению цифровизации — запуску пилотного проекта по определению нуждающихся семей на базе уже имеющейся в распоряжении ФНС информации. Это необходимо для оказания им адресной поддержки. Пилот будет запущен до конца года в Нижегородской области и Татарстане. Кроме ФНС в проекте участвуют Минтруд, Минэкономики, Минфин, Росстат, ПФР и ФСС. В ходе совещания по вопросам инфраструктурно-технологического обеспечения социальной сферы глава правительства пояснил: ФНС сможет использовать в этой работе опыт создания реестра населения (см. “Ъ” от 24 июля 2019 года) «со всеми информационными ресурсами, сопутствующими этой задаче».
Проект предполагается реализовать в три этапа.
Первый этап — это полтора месяца, чтобы наполнить реестр нужной информацией. На два других этапа заложим по одному месяцу. Это время на то, чтобы в системе появились данные о предоставляемых пособиях и льготах»,— пояснил Михаил Мишустин.
Завершающий этап отведен на анализ всех сведений, выработку предложений по оценке нуждаемости и построению системы адресной поддержки. «У нас огромное число льгот и пособий, которые направлены на то, чтобы выравнять материальное положение семей. Но необходимо сделать так, чтобы их получали те, кто действительно в этом нуждается, то есть перейти к по-настоящему адресной системе социальной поддержки, развивая механизмы социального казначейства»,— сказал премьер.
Напомним, цифровизацией соцсферы правительство занимается на протяжении нескольких лет. В частности, это проекты Единой государственной информационной системы соцобеспечения и «периферийные» проекты, такие как информационно-аналитическая система закупок лекарств. Участие в этой работе ФНС потребовалось для определения целевой аудитории, которой соцпомощь должна предоставляться,— для этого и нужна единая цифровая платформа в социальной сфере, которая поможет выявлять тех, кто нуждается в поддержке. При этом предоставлять ее предполагается в проактивном режиме, без лишних документов. По сути, этот подход уже реализован ФНС при распределении коронавирусной социальной помощи (выплат на детей без личного участия заявителей). «По такому же алгоритму сейчас идут выплаты на детей от трех до семи лет. При этом ведется автоматическая проверка данных о доходах этих семей»,— рассказал премьер.
Это, впрочем, не единственный сервисный проект налоговой службы — тот же подход ее глава Даниил Егоров намерен распространить на все отношения ФНС с бизнесом и гражданами (см. интервью в “Ъ” от 20 ноября). Впрочем, один из первых таких проектов будет обсчитывать риски бюджета: ФНС работает над сервисом, который позволит госзаказчикам и участникам нацпроектов проверять налоговые риски при заключении контрактов, рассказал премьеру глава службы.
Господин Мишустин, в свою очередь, отметил, что ФНС сейчас является поставщиком данных для правительства при реализации нацпроектов и это позволяет видеть проблемы c их исполнением.
Еще один сервис ФНС — запущенный в этом году Государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности (ГИР БО, содержит информацию о 2,4 млн компаний). Публикация отчетности происходит через месяц после ее сдачи, реализован принцип одного окна — компании направляют сведения только в ФНС, а Росстат и другие ведомства получают отчетность с портала ГИР БО.
Всего за последние два года число запросов данных у службы выросло в десять раз, рассказал Даниил Егоров. «Они поставляются через сайт, блокчейн, личные кабинеты налогоплательщиков, прямые интеграции, Open API, сотню сервисов cистемы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и в Национальную систему управления данными. Сейчас служба работает над централизацией этих потоков в единую систему формирования поставляемых данных. Это позволит навести порядок в их источниках, выстроить механизмы загрузки в платформу поставки, обеспечить хранение и доступ к ним, а также реализовать саму поставку»,— пояснил он.
Источник: kommersant.ru